Что такое черный пиар? Зачем нужен PR?Жесткая конкуренция, наблюдаемая на сегодняшнем рынке, делает свое дело. Компании стремятся преподнести себя в наиболее выгодном свете, дабы именно на нее обратил свое внимание потенциальный покупатель. Но когда не получается укрепиться на рынке, некоторые компании прибегают к не самым чистоплотным методам, таким как подрыв репутации конкурентов.

Черный PR - это любого рода информационные атаки, главная задача которых - разрушить бизнес конкурирующей стороны, корпоративные связи, репутацию конкретного лица. Это один из методов ведения информационной войны. Жертвами подобных технологий чаще всего становятся солидные юридические, консалтинговые и страховые компании.

Зачем нужен PR?

Перед тем как углубляться в понятие черного пиара, разъясним, что такое пиар в принципе и чем он отличается от рекламы?

Проще всего объяснить, что такое пиар, можно с помощью простой образной аналогии. Представьте, что вы живете в отдельной квартире, которую расцениваете как убежище от окружающего мира. И дружелюбного, и враждебного. В этой квартире есть дверь, в которую постоянно звонят. Некоторые звонят, чтобы познакомиться с вами и наладить дружбу, некоторые надеются на взаимные чувства, некоторые просто хотят одолжить соли. Звонят они по-разному. Одни настойчиво и долго, практически не отпуская палец со звонка, потому что у них огромное стремление познакомиться с вами и им все равно, надо ли вам это. Другие учтиво позвонят один раз, чтобы не тревожить вас, вдруг вы заняты. Третьи проиграют какую-нибудь незатейливую мелодию, чтобы вы обратили на них внимание и уж точно открыли дверь.

Допустим, вы все-таки открыли дверь и ждете, что вам скажут нежданные гости о причинах своего визита.

Так вот, все то, что было до того, пока вы не открыли дверь – это реклама, а все, что будет после этого – это уже связи с общественностью.

Каким может быть пиар?

Общественные отношения могут быть белыми, серыми и черными, при чем подобная градация встречается в основном на постсоветском пространстве. Белый пиар – это достоверная, позитивная информация. Серый – негативная информация, но при этом обнародованные данные правдивы. И черный пиар – изначально ложная и негативная информация об объекте. Так, при выборе одного из возможных инструментов влияния, пиар может влюбить потребителя в компанию, а может и заставить презирать или вовсе ее уничтожить.

Особенности черного PR:

  • Предположим, существует определенная информация, основная цель которой – скомпрометировать человека, политическую компанию или чью-то репутацию. В отличие от любых других видов общественных отношений, черный PR несет заведомо ложную информацию об объекте отношений.
  • Черный пиар способен напрочь уничтожить фирму, репутацию, бизнес. Намного проще создать что-то новое, чем восстанавливать нечто, постоянно поливающееся грязью.
  • Авторы подобных «грязных» компаний не прибегают ни к каким морально-этическим нормам, принятым в обществе. Очень часто в ходе таких компаний «всплывают» на поверхность грязные подробности личной жизни, проступки молодости, одним словом, любые данные, которые публичный человек старается удержать от общественной огласки.
  • Подобные технологии используют в тех случаях, когда нужно не улучшить собственную репутацию, а осквернить конкурентов. Это могут быть безосновательные наговоры, ничем не подкрепленные слухи.
  • Информация для черных пиар стратегий обычно добывается нечестным путем: подкуп СМИ, шантаж.
  • Подобная информация практически всегда публикуется платно.
  • Подрыв репутации соперников происходит с целью навязать общественности новую, выгодную заказчику, идею.
  • Вопреки тому, что в большинстве случаев черный пиар несет вред объекту, на который он распространяется, он также может приносить и условный положительный эффект. Об объекте в любом случаи узнает общественность и его узнаваемость в массах возрастет, даже если источником послужит скандал. Однако речь идет именно об узнаваемости, а не популярности – скомпрометированный объект будут знать все, но вряд ли он будет любимцем публики;
  • Критика объекта всегда анонимна. Будь-то фирма или конкретный человек, о котором пишут, но в статье будет самая подробная информация, вплоть до девичьей фамилии матери. В то время как, как подпись под материалом будет фальшивая. Автором статьи может быть какой-нибудь Василий Пупкин, но за псевдонимом стоит конкретное лицо или группа авторов, которые тщательно скрывают свои данные.
  • Подготовка полноценной пиар компании, в том числе и отрицательной, требует больших затрат. Компания нанимает большой штат пиарщиков, юристов, маркетологов, которые и работают над концепцией программы. Позволить себе подобные PR-стратегии могут только предприятия с солидным бюджетом. Поэтому чаще всего черный пиар используют в политике, шоу-бизнесе и крупных коммерческих компаниях.

Как противостоять черному пиару?

Как уже упоминалось выше, подрыв общественного мнения касательно определенной фирмы или лица, несет за собой проблемы или окончание самой деятельности компании или полный подрыв репутации специалиста. А репутация любой компании – это результат ежедневной и кропотливой работы, очернить которую может даже один незначительный скандал. В таком случае есть смысл обратиться в PR-компании полного цикла для создания специальной репутационной PR-компании.

Репутационный PR – это совокупность мероприятий, направленных на закрепление в обществе стабильной репутации компании в конкурентной среде. Имеет смысл прибегать к подобным тактикам, но, не только будучи жертвой черного пиара, а с самого начала деятельности компании.

Общественность же должна относиться к информации избирательно, и не доверять любому информационному скандалу. Для того чтобы современному читателю отличить добросовестную информацию ото лжи достаточно оценивать материал с этической точки зрения.

Добавить комментарий

Навигация по записям