Влияние средств массовой информации на развитие личности.
В наше время влияние СМИ огромное. Сейчас большинство людей в мире свой досуг проводят у телевизора, либо в сети Интернет, вместо того, чтобы тратить своё свободное время для посещения театра, либо библиотеки.
Люди воспринимают информацию, которую предоставляет СМИ по-разному. Способность человека воспринимать, хранить, кодировать и декодировать информацию ограничена его психофизиологическими возможностями [1;63]. Их можно развивать, тренировать, но есть «барьер» восприимчивости за который сам человек без помощи техники выйти не может. Восприятие информации человеком разных органов чувств различается. Информация на слух (радио) хуже воспринимается, чем зрительная информация (телевидение, интернет, пресса). Причем только небольшая часть информации передаваемая нам органами чувств может быть осмыслена. Это сравнимо с тем как на экране быстро мелькают кадры, а мы не в состоянии их рассмотреть.
За годы исследований учёные установили, что более образованные люди обычно имеют более престижную работу. Они склонны к тому, чтобы быть лучше информированными о текущих событиях, знаний, которых получают посредством как печатных, так и вещательных новостей СМИ. Такое явление было названо гипотезой разрыва в знаниях, утверждающей, что информационно богатый человек становится ещё богаче, а информационно бедный никогда его не догонит [2;264].
В СМИ есть много плюсов. Главная роль СМИ – это информационная и просветительская. СМИ освещает актуальные общественные проблемы, этим влияет на мнение и поведение людей в обществе и индивидуально. Благодаря СМИ человек может приобрести весьма разнообразные знания фактически обо всём на свете (о различных странах, социальных слоях, о типах поведения людей и образе жизни и многое другое).
При помощи отдельных периодических изданий и других средств массовой коммуникации личность (личность - отдельный индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений[3.222]) может повысить свой профессиональный уровень. Просмотр отдельных телепередач может расширить кругозор личности, повышая её уровень интеллекта. СМИ создают условия для развития (развитие - закономерное, направление качественное изменение материальных и идеальных объектов одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта [3;379]) человека, в частности обогащения словарного запаса, овладения широким кругом информации.
Интернет может быть полезен для всестороннего развития личности, ведь при помощи интернета можно проще и дешевле общаться и получать полезную информацию. Через интернет можно заказывать хорошие и редкие книги, такие которых нет на прилавках магазина.
Но проблема состоит в том, что интернет изобилует информацией с неточными данными, и даже на полезных сайтах можно увидеть много нежелательной рекламы (спам). Через интернет происходит торговля наркотиками, а также особый риск представляют нынешние сайты знакомств, где можно познакомиться с весьма сомнительными личностями.
Компьютерные игры (чаще онлайн-игры) приносят огромный вред современному человеку, так как отнимают у него большинство свободного времени, отвлекая от полезных занятий (таких как чтение и спорт, занятия искусством и вязанием и др). вредя психическому здоровью. Вспомните такие игры как «Doom», «Contra Strike». Неужели сцены с многочисленными убийствами могут помочь в проблеме развития личности? Несмотря на то, что эти игры способствуют психической разрядке, их содержание может сформировать личность (обычно в них играют дети и подростки) агрессивной и хладнокровной, которой будет чуждо такое качество как сопереживание.
Всё больше телевизионных программ наполняются ненормативной лексикой и сценами криминального и порнографического характера. Не смотря на огромный диапазон каналов, бывает нечего посмотреть. Ведь чем больше развита личность, тем она становится избирательнее в своём выборе в случае с телепередачами, и интернет сайтами.
То, что мы смотрим и читаем, является частью нашей действительности и внутреннего мира, так как информация, которую мы получаем и которой оперируем, формирует наш взгляд и отношение к миру. Поэтому качество получаемой нами информации неизмеримо важно для развития личности.