Влияние средств массовой информации на формирование преступного и виктимного поведения несовершеннолетних7 февраля т. г. 14-летний туляк после просмотра фильма "Ограбление по-итальянски" повторил его сюжет в реальности. Надев на голову черную маску-тапку с прорезями для глаз, он вошел в магазин "Эконом", где пригрозив продав­цу ножом, потребовал деньги. Половину похищенной суммы (500 рублей) подрос­ток потратил в кафе. Выйдя из этого заведения и доехав до ближайшего отделения полиции и рассказал о содеянном. Дело о разбойном нападении передано в суд.

Средства массовой информации не зря называют четвертой властью. Сила их воздействия на человека поистине огромна. Порядок, периодичность и направ­ленность распространяемой СМИ информации способна направлять действия не только отдельных людей, но и значительных групп населения. Не зря в обиход давно и прочно вошли такие понятия "информационная политика", "информацион­ная война", "информационная бомба".

К сожалению, приходится признать, что проводимая сегодня российскими СМИ информационная политика в сфере преступности напоминает именно ин­формационную войну, причем войну, направленную прежде всего против несо­вершеннолетних.

Давно уже приелись очевидные тезисы о том, что средства массовой ин­формации должны информировать о фактах совершения преступлений против несовершеннолетних, о типичных действиях преступников и их приметах. При этом акцент должен делаться не на идеализацию преступника и не на восхищение его "подвигами", а на разъяснение опасности для общества и противоправности его поведения, а также на негативные последствия для преступников их незакон­ного поведения. Хороший эффект дает одновременное оповещение аудитории о том, как вести себя в такой ситуации, чтобы избежать преступного посягательст­ва или минимизировать его последствия.

Пока это идеальный подход, однако он бы мог эффективно способствовать нормализации и оздоровлению нравственно-психологической атмосферы в стра­не, в каждой семье. Эта разъяснительная и воспитательная политика должна про­водиться в первую очередь с помощью телевидения и популярных среди населе­ния периодических изданий.

В отличие от взрослой преступности преступность несовершеннолетних гораздо чувствительней к мерам борьбы с ней, к контролю и надзору со стороны общества и государства. Именно поэтому борьба с преступностью несовершен­нолетних должна быть особенно упорной, соответствующие меры профилактики должны предприниматься не только к каждому нарушителю, но и к их семье, близким.

Однако результаты этой борьбы будут эффективными только тогда, когда общая направленность информационной политики государства займет сторону пострадавших от преступлений, а не сторону преступников, как это часто можно видеть.

Безусловно, преступник не перестает быть человеком и продолжает обла­дать всеми правами и обязанностями, однако не стоит перегибать палку и идеали­зировать людей, преступивших закон. Гуманность, конечно, необходима, но она

прежде всего должна касаться пострадавших от преступных посягательств. Прин­цип справедливости подразумевает и то, что лицо, совершившее преступление, должно быть наказано соответственно содеянному. Постоянное проведение полити­ки неотвратимости наказания - лучшее средство борьбы с преступностью.

Дети и подростки наиболее восприимчивы к информации, особенно если она звучит из уст популярного ведущего в модной телепередаче. При этом важно понимать, что несовершеннолетние, не обладающие богатым жизненным опытом, в ряде случаев не могут адекватно оценить и отграничить плохое и хорошее, при­нимая образцы преступного и виктимного поведения.

Огромное количество исследований с небольшой разницей в итоговых цифрах доказывают, что большая часть несовершеннолетних преступников не получала должного внимания и контроля со стороны взрослых. В этих условиях подросток особенно подвержен внешнему влиянию, мощнейшим источником ко­торого являются средства массовой информации.

Процесс активного вовлечения несовершеннолетних в преступное поведе­ние идет путем внедрения в сознание несовершеннолетних высоких стандартов потребления на общем фоне обнищания людей.

Одновременно популяризация праздного образа жизни является мощным виктимизирующим фактором несовершеннолетней аудитории.

Средства массовой информации, прежде всего телевидение, систематиче­ски культивируют среди молодежи преступную идеологию. С одной стороны на­гнетается страх перед преступностью. Ежедневно десятки передач сообщают нам о количестве совершенных преступлений разных видов, демонстрируют кадры криминальной хроники. При этом журналисты, желая сделать сюжет ярче, смакуют подробности совершенных убийств и изнасилований, нередко переходя этические нормы, а иногда и приукрашивая реальность. Особенно отличается этим канал НТВ, где передачи подобного рода начинают транслироваться с раннего утра, зада­вая настроение на весь день.

Российское телевидение давно превратилось в развлекательно-коммерческое и почти полностью утратило воспитательные и образовательные функции. Наиболее распространенные на территории страны федеральные кана­лы уделяют образовательным и воспитательным программам незначительную часть эфирного времени. При этом идут эти передачи чаще всего не в прайм-тайм, когда у экранов собирается большинство населения.

Существует огромное количество российских и зарубежных исследований, подсчитывающих, сколько сцен убийств и насилия видят дети за день,- месяц, год. Не стоит даже пытаться приводить эти данные, поскольку это исследование мо­жет провести каждый из нас, включив телевизор и пощелкав каналы. Каждый ве­чер на зрителя вываливаются десятки трупов и выливаются литры крови. Взрос­лые перестали их замечать. Однако это не означает, что эти сцены не видят дети. Можно только догадываться о силе воздействия этого потока на неокрепшую пси­хику подростка, проводящего у экрана по 3-4 часа ежедневно.

С другой стороны не меньший вред средства массовой информации причи­няют, популяризируя и романтизируя преступный образ жизни. Негативное соци­альное поведение приобретает привлекательность у молодежи и подростков. Создается мнение о том, воровской мир жесток, но благороден, а воровские "понятия" разумнее официальных законов, к тому же, проще и понятнее.

Значительная часть сериалов в той или иной форме пропагандирует кри­минал: "Бригада", "Марш Турецкого", "Агент национальной безопасности", "Глу­харь" и др. Отличительная черта этих сериалов - умелый уход в сторону от реаль­ной жизни и социальных мотивов. Даже взрослые, не говоря о подростках, прони­каются благородством Сергея Безрукова и его "бригады", с риском для жизни до­бывающих хлеб насущный. Одновременно образы стражей порядка часто оказы­ваются не на высоте с точки зрения морали, профессионализма и законности.

Да, в реальной жизни далеко не все сотрудники полиции оказываются об­разцовыми. Тем не менее, речь в данном случае идет о создании общественного мнения, которое прямо влияет на формирование преступного поведения членов этого общества, прежде всего несовершеннолетних.

Не способствует формированию уважения граждан к закону и повышению авторитета правоохранительных органов заметное преобладание негативных оценок их деятельности в печати и электронных средствах массовой информации, что так­же негативно сказывается на виктимологической профилактике, формируя у по­тенциальной жертвы комплекса предрешенности несчастья, которому никто не за­хочет или не сможет помешать. В газетных публикациях и телевизионных про­граммах просматривается тенденция противопоставления двух полярных типов: образа "врага" обывателя в лице работника полиции и "строгого, но справедливо­го" образа преступника.

Поощрительный характер носят отдельные публикации о кодексе воровской чести, дисциплине, организованности, оперативности преступных сообществ. От­тенки восхищения сквозят с некоторых газетных полос при описании воровской иерархии руководства - подчинения (своеобразной табели о рангах) и ее соблюде­ния членами сообщества.

В результате у юного гражданина формируется мнение о том, что полиция все равно бездействует и занята только получением взяток, а преступность - это не так и плохо, а может и хорошо. В результате подросток, причем часто далеко не самый пропащий, избирает для себя преступный путь.

Представители старшего поколения любят вспоминать советские годы, го­воря о том, что в те счастливые времена такого не было. В том-то все и дело, что было. Были и нечистые на руку сотрудники милиции, были и благородные пре­ступники. Но времена для народа и правда были счастливыми, потому что велась совершенно иная информационная политика. Негативные факты замалчивались, а положительные раздувались насколько это возможно.

С детского сада детям с помощью стихов Сергея Михалкова внушали, что им всегда придет на помощь дядя Степа милиционер. Взрослые смотрели филь­мы "Место встречи изменить нельзя" и "Следствие ведут знатоки". Даже коме­дии Леонида Гайдая вносили вклад в популяризацию правосудия. Фраза о том, что советский суд - самый гуманный суд в мире вызывала смех, но формировала мне­ние.

Была в советских фильмах и еще одна важная составляющая: пропаганда труда как источника благосостояния. Особенно ее продвигали фильмы производственной тематики, в свое время подвергшиеся жесткой критике. Тем не менее, в любом советском фильме у самого нерадивого или смешного героя всегда обо­значена его профессиональная принадлежность.

Фильмы 1950-х годов показывали огромные квартиры героев, в то же время послевоенная страна жила в землянках и коммуналках. Однако эти великолепные квартиры всегда принадлежали людям, строящим и укрепляющим страну: уче­ным, артистам, передовикам производства. У населения формировалась причин­ная связь между успехами в работе и жизненным успехом. Ведь даже влюблялись экранные героини исключительно в честных, добросовестных трудяг.

Над этим идеальным миром можно было бы посмеяться, если бы не фак­ты. Воспитанное на этих фильмах поколение наших отцов и дедов отличалось трудолюбием, массовой честностью, законопослушностью, порядочностью, и готовностью помочь ближнему.

Изменение информационной политики оказало серьезное влияние на фор­мирование другого общества. С одной стороны в этом новом обществе открылись новые возможности. С другой стороны, получив эти возможности, мы с носталь­гией вспоминаем былые годы и пересматриваем наивные советские фильмы, говоря о том, что мир стал жестоким, а люди злыми индивидуалистами, заботя­щимися только о себе. И никого не удивляет ситуация, когда на центральной ули­це города лежит прилично одетый человек, мимо которого движется людской по­ток, не интересуясь, что с человеком случилось.

Современные фильмы почти полностью утратили причинную связь меж­ду успехами в работе и жизненным успехом. Подавляющее большинство киноге­роев по факту имеют дом, машину и прочие атрибуты "красивой жизни". Причем все эти атрибуты взялись неизвестно откуда. Соответственно подросток, смотря­щий эти фильмы, видит, что у людей все есть просто потому, что они молодые и им это нужно. У подростка возникает вопрос: Чем я хуже? Почему у меня всего этого нет? Не нужно проводить исследований, чтобы понять, что все это служит дополнительной мотивацией преступного поведения несовершеннолетних.

Российское общество утратило систему социального контроля над процес­сом становления подрастающего поколения. Многие институты социализации, та­кие как семья, школа, детские молодежные организации проигрывают в своем влия­нии на подростка средствам массовой информации.

Передачи по телевидению о жестокости в обществе в целом, и о послед­ствиях, причиняемых насильственными преступлениями детям и подросткам, в частности, должны не столько смаковать ужасы преступлений, виктимизируя общество, сколько должны быть подчинены еще одной цели - привлекать внимание граждан к данной проблеме. Ведь не во всех семьях издеваются над детьми, не каждый человек лично сталкивался с подобными явлениями. Когда показывают по телевизору фотороботы разыскиваемых правоохранительными органами преступников, во многих случаях это дает результаты: люди откли­каются на призыв о помощи.

Печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные социальные сети, с помощью которых распространяется информация, часто прививают совсем не те духовные и моральные ценности, которые позволят подростку стать членом взрослого законопослушного общества.

Объектом воздействия потока сообщений СМИ является не столько отдельный индивид, сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации: слуша­телей определенной радиостанции, зрителей тех или иных телеканалов, пользова­телей тех или иных компьютерных сетей. Для большой части ребят просмотр теле­визора, слушание музыкальных записей, работа с компьютером становятся свое­образной компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвле­чения при возникновении осложнений в общении со сверстниками. Нередко ре­бенок, находясь один в квартире, включает телевизор или компьютер для того, что­бы снять ощущение одиночества. Этим же способом он может отгораживаться от родителей.

Особую роль в жизни современного подростка играют компьютерные сети. Работа в Интернете с одной стороны, приводит к расширению контактов, разви­тию процессов воображения, способствует изучению иностранных языков и ряду других позитивных эффектов. Но, с другой стороны, она может привести к "син­дрому зависимости", способствуя сужению интересов, уходу от реальности, по­глощенности компьютерными играми, социальной неустроенности.

Вступив в стихию рыночных отношений, оказавшись в ситуации острой конкурентной борьбы, российские средства массовой информации в целях удержа­ния и расширения зрительской и читательской аудитории вынуждены прибегать по существу к криминогенным воздействиям. Применяемые при этом приемы сво­дятся к манипуляциям с традиционными духовными, социальными и правовыми ценностями, к игре на исконных человеческих слабостях, к смакованию и прослав­лению пороков, к уничижению нравственности.

Современные СМИ являются носителями одного и того же набора тем. Прежде всего, это пропаганда развлечений как цели жизни, реклама клубов, дис­котек и других "тусовок". Близка к этому и пропаганда секса как средства раз­влечения, призывы к признанию общественным мнением традиционных гетеро­сексуальных отношений и основанных на них браков устаревшими, ханжескими, несовременными. Далее следует пропаганда шокирующей эпатажной моды с выпячиванием атрибутов различных субкультур, моды для дискотеки, унисекс, всевозможных видов клеймения: татуировки, выбривание головы, прокалывание ушей, бровей, языка. Следующее направление - пропаганда агрессивного поведе­ния и оправдания преступления, которой способствует в том числе пропаганда "безбашенности", "экстремальности", астрологии, ужасов, пришельцев. Все это формирует вокруг ребенка выдуманную ценностную оболочку, которая способст­вует полной потере ориентации в жизни. Грань между реальным и воображаемым - растворяется, понятия хорошего и плохого смешиваются. Еще одно направ­ление - создание идолов, в роли которых чаще всего оказываются поп-звезды. Бесконечные подробности их сказочной жизни, фантастических гонорарах, по­клонниках, описание любовных приключений, сообщения о девиантных поступ­ках дают пример для подражания.

Злоупотребления со стороны современных СМИ подобными методами усу­губляются криминологической неграмотностью основной массы журналистов.

Нанося ущерб ценностно-нравственной системе российского общества, СМИ оказывают криминогенное воздействие на массовое сознание и тем самым опо­средованно влияют на состояние преступности в обществе.

Увеличивающееся финансовое и имущественное расслоение общества и рост социальной нетерпимости и агрессивности приводят к тому, что криминальная деятельность, участие в преступных группировках становится в глазах под­ростков социально престижным занятием.

Отсутствие адекватной информационной политики государства, которая ориентировала бы средства массовой коммуникации на достижение целей нацио­нальной безопасности, на защиту социума от преступности, на повышение уровня нравственной и правовой культуры населения, приводит к снижению антикрими­нального потенциала общества.

Увы, но средства массовой информации манипулируют массовым сознани­ем, навязывают определенные формы поведения, одновременно запугивая и маня атрибутами "сладкой жизни". В связи с этим огромное значение приобретает под­готовка несовершеннолетних к жизни в современных информационных условиях, к восприятию и критической оценке качества информации, разъяснение послед­ствий ее воздействия на психику.

В условиях распространения в российском обществе правового нигилизма и негативизма, повышения терпимости граждан к нарушению нравственных и уго­ловно-правовых запретов чрезвычайную актуальность приобретает изучение ин­формационных предпосылок криминализации общественного сознания.

В качестве мер предупреждения криминогенных эффектов от массового информационного воздействия СМИ на сознание подрастающего поколения це­лесообразно законодательно определить комплекс мер, содержащий соответст­вующие требования цивилизованного ограничения демонстрации в СМИ актов насилия, агрессии, откровенных сцен эротического содержания, аномальных, па­тологических форм поведения, а также ввести другие разумные и достаточные ог­раничения (время показа, места распространения). Разумно было бы установить юридическую ответственность СМИ и их представителей, виновных в распро­странении материалов, несовместимых с ценностями и нормами цивилизованно­го общества в разглашении оперативной, служебной информации в области борь­бы с преступностью; в нарушении принципов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

К сожалению, угроза разрушающего характера коммерческой культуры и рекламной индустрии, находящихся в состоянии войны с традиционными ценно­стями, пока еще не нашла должного понимания у государства. Современная Рос­сия приближается к общемировым стандартам во всех отношениях. Этот процесс должен касаться и свободы средств массовой информации.

Сегодня в США, Великобритании, Франции и ряде других экономически раз­витых стран налажен достаточно жесткий контроль, с одной стороны, фильтрую­щий доступную детям информацию и создающий препятствие для получения ими материалов, могущих нанести непоправимый вред развивающейся личности подро­стка, с другой - организующий четкое взаимодействие с производителями инфор­мационной продукции для подрастающего поколения в целях её соответствия задачам воспитания и развития личности. Данная политика проводится непосредствен­но на государственном уровне, путем издания законодательными органами различ­ного рода нормативных актов, регулирующих такого рода отношения. Разумная цензура в этой сфере способна принести положительные результаты.

Добавить комментарий

Навигация по записям